Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть достойными или нет.
Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или наоборот, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми и невежливыми.
Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке: «Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…».
Именно поэтому каждый год в нашей школе стало традицией проведение месяца вежливости. Наш 6 слабослышащий, как и все, стал его участником, девизом наших дел и поступков на этот период стали слова Р. Эмерсона: «Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость». А по результатам участия во всех мероприятиях наш класс занял II почётное место. Мероприятий было много, но во всех ребята участвовали с огоньком в глазах и энтузиазмом, совершили множество добрых дел, но учились не гордиться ими. Воспитателями группы были проведён цикл бесед, где мы обсуждали, что одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет. Поговорка «Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость» хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна. В дискуссиях и в свободном общении обсуждали темы «Как встречать гостей» и «Что дарить на день рождения», мы говорили о внешнем облике и душе человека на примерах из литературы, например, в сказке“О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали». Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст. Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, и интонация. Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться. При обсуждении темы «Правила поведения» мы говорили о том, что определённые правила, присущие тому или иному народу, находят свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа («В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Даренному коню в зубы не смотрят», «Семеро одного не ждут», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Не бросай камня в чужой огород»). Об этих и других пословицах мы говорили в библиотеке школы, посетив выставку книг о вежливости. И каждый разговор с детьми мы заканчиваем фразой: «Поступайте с другими так же, как бы вы хотели, чтоб поступали с вами», относитесь к людям с добротой и она вам вернётся, если вы будете вежливы к людям, то и они ответят вам тем же. Доброе слово оставляет в душах людей прекрасный след. Оно смягчает, утешает и исцеляет сердце того, кто его слышит.
Автор Багнюк Е.С.